08 September 2011

По итогам одной оценки.

      Потребовалось как-то предприятию оценить оборудование - линию по производству пленки. Необходимо было взять кредит, а линию отдать в залог, для чего и нужна была оценка. Банк дал перечень угодных оценщиков. В числе прочих в списке значилась и некая Первая Оценочная компания Примула на первом же почетном месте. К ней и обратились.

      Ситуация типична, собственно, из таких ситуаций складывается наиболее массовый сегмент  рынка услуг по оценке. Есть безусловно особенности отношений, образующихся в подобной ситуации. Их надо учитывать.
  • Заказчиком оценки только формально выступает залогодатель. Несмотря на то, что деньги он платит оценщику вполне реальные, последний (оценщик то есть) клиентом считает банк. С ним ему надо поддерживать и развивать долгосрочные отношения. Банк же будет и дальше исправно поставлять клиентов - плательщиков.
  • Как следствие из предыдущего пункта, банк имеет непосредственное влияние, прямое или косвенное - не так важно, на результат оценки. В каждом конкретном контексте, в котором существует допустимый диапазон оценок, влияющих на стоимость, выбор будет сделан в пользу фактического клиента, то есть банка.
  • Заемщик/залогодатель в этой схеме по сути потерпевший. Он вынужден оплачивать услуги, в которых напрямую не заинтересован. Обратиться же он имеет возможность только в ту компанию, которая устраивает банк.
  • В силу приведенных факторов отчет об оценке может представлять собой весьма сомнительный продукт. Для банка это формальная галочка при условии, что он уверен в "правильности" подхода оценщика. В отчете же может реально содержаться один из положеных трех подходов и, непонятно зачем, анализ рынка под рубрикой: "что удалось найти в интернете".
  • В результате заемщик соглашается на снижение кредитного лимита или идет искать дополнительный залог. Деньги потратил опять же только он. Зря? - Конечно, зря! Все остальные довольны.
      Вернемся к нашей истории.

      В оговоренный срок оценочная компания представила отчет. Заказчик естественно был недоволен. Своё недовольство он изложил в письме и попросил ответить на вопросы по наиболее вопиющим на его взгляд пунктам оценки, а именно:
  • Почему при допустимом диапазоне процента износа от 20% до 35% износ оценивается по максимуму - 35%? Надо добавить, что оценщик даже не осматривал оборудование.
  • Почему не учитывается мнение представителя производителя линии, хотя на него и содержится ссылка в отчете? Представительство было подробным образом опрошено и выяснилось, что оно-то дало цифры близкие к справедливым, хоть и ниже. Однако оценщик истолковал, естественно, по-своему.
  • Глава Анализ рынка состоит из объемистого текста, посвященного оборудованию по производству полипропиленовых пленок. Оцениваемая линия используется для производства полиэтиленовых пленок. Технология производства сходная но машины принципиально разные, хотя бы по физическим размерам. По данному анализу вопросов как раз нет. Понятно, что это неудачный копипаст из интернета. Вопрос: как можно в таком случае доверять всему остальному?
      Будучи заемщиком со стажем, заказчик не ждал, что произойдет чудо. Рассчитывал он как и в предыдущих эпизодах с другими оценщиками получить крайне обстоятельный и аргументированный ответ. После такого ответа обычно не оставалось сомнений в том что в той или иной оценочной компании работают исключительно профессиональные специалисты - ну практически светила российской оценки. Т.е. доволен-недоволен, но не поспоришь.

      Однако, прошёл день, другой, неделя. Ни от исполнителя, ни от генерального директора оценочной компании ответа так и не последовало.

      Дальнейшая судьба кредитной сделки выходит за рамки темы. Надо тем не менее отметить, что руководство заемщика вернулось к рассмотрению предложения другого банка (занимающего основную долю в кредитном портфеле) несмотря на уже довольно сильную зависимость от данного кредитора.

       Резюмируя можно сделать вывод о том, что на рынке подобных услуг склаывается аномальная систематика не рыночных отношений. Мотивационная сущность процессов не способствует повышению качества предоставляемых услуг. Кроме того существенный объем сегмента (оценка предметов залога) очевидно вдохновляет оценочные компании привлекать низкоквалифицированных сотрудников, занимающихся отрисовкой таких оценок..

No comments:

Post a Comment

Comments are just the way to communicate to the one who wrote all this. Don't hesitate. You may be sure - he will reply.
Комментарии - всего лишь способ пообщаться с тем, кто написал всё это. Смелее. Не сомневайтесь - он ответит.

function toggle_spoiler(id) { var spoilerContent = id.nextElementSibling; if(spoilerContent.className == "spoiler-content-hidden") { spoilerContent.className = "spoiler-content"; } else { spoilerContent.className = "spoiler-content-hidden"; } return; }